Коаксиальные или компонентные?
Конструктивно автомобильные АС делятся на две большие группы: коаксиальные и компонентные. У коаксиальных АС все головки собраны в единую конструкцию и чаще всего высокочастотный излучатель находится на центральной оси НЧ/СЧ-излучателя. У компонентных АС головки физически разделены друг от друга, и это дает куда более широкий простор для экспериментов в поиске наилучшего для звучания места расположения головок.
Если напрямую сравнить между собой коаксиальную и компонентную модели АС одинаковой размерности в рамках одной и той же серии компании-производителя, то чаще всего можно обнаружить, что они во многом идентичны по используемым технологиям и материалам. Казалось бы, коаксиальная версия выглядит даже выигрышнее: она будет дешевле, проще в установке, и даже принципиально ближе к идеализированному “точечному” источнику звучания (т.е. когда излучатели разных регистров не разнесены между собой в пространстве). И все-таки заметное преимущество будет за компонентной версией. У коаксиальных АС звуковые волны от НЧ/СЧ-диффузора затеняются модулем ВЧ-динамика, и как правило – отсутствует участвующий в формировании звучания, распределении приложенных усилий от звуковой катушки и поглощении резонансов пылезащитный колпачок. Если в рамках серии предусмотрено несколько версий ВЧ-динамика, то в коаксиальном исполнении будет использована младшая из них. Даже при высококачественном внешнем исполнении, кроссовер у коаксиальной модели окажется попроще по конструкции и возможностям, чем у компонентного аналога. Но самое значительное преимущество компонентной модели откроется в процессе настройки звучания путем выбора места и ориентации ВЧ-динамика. Поэтому у многих производителей в средних и старших линейках АС вовсе нет коаксиальных моделей, либо они выполнены разборными, что допускает установку обоими способами.